Фирстов
Степан Владимирович

официальный сайт врача, политика и общественного деятеля

Тимофей Нижегородцев: «Врач должен стать субъектом права, врачи должны создавать саморегулируемые организации по направлениям»

30 июля 2015

Проверка ФАС выявила отсутствие критериев качества оказания медпомощи в России и отсутствие прав у врачей.

В начале года Федеральной антимонопольной службой была закончена глобальная проверка деятельности Росздравнадзора, осуществленная по поручению Правительства РФ. Результаты проверки: «У нас уже 23 года отсутствуют критерии качества оказания медицинской помощи». Этот факт констатирует начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей НИЖЕГОРОДЦЕВ.

Отдельная проблема, на которую указал эксперт из ФАС – положение врача в существующей системе.

«…Врач, от которого прежде всего зависит качество оказания медицинской помощи, у нас не имеет прав, только обязанности. При этом справедливая оплата его отходит на дальний план, у него нет мотивации хорошо работать, заниматься самообразованием. И с таким врачом приходится сталкиваться пациенту.

Вроде бы создан целый механизм по сертификации и непрерывному образованию, но он проходит мимо врача, не оставляя после себя ничего, кроме красивой бумажки. Но она не обеспечит улучшения качества медицинской помощи. Формальность такого подхода понимают и в учебных центрах, и в самих клиниках. Врач, получивший когда-то  плохое образование в институте, практически не несет никакой ответственности. Не несет никакой ответственности за плохого врача и институт. Выходит, что вся система образования оторвана от медицинской практики вообще. Более того, сегодня, в силу того, что у нас нет обязательных клинических протоколов, взгляды врачей на оказание медицинской помощи сильно разнятся, и не понятно, что является финальной точкой получения образования.

Убежден, что следование клиническим протоколам должно стать обязательным. Сейчас они, вопреки заявлениям Минздрава, не имеют такого статуса. В протоколе необходимо зафиксировать алгоритмы принятия решений по выбору методов медицинских вмешательств, лекарственных средств и медицинских изделий. При этом документ должен помимо обязательной иметь и переменную части, поскольку лекарственные средства и медицинские изделия, используемые при оказании помощи, могут меняться в зависимости от бюджета, отпущенного ФОМС и Минфином.

Представляется, что именно клинический протокол – та система координат, глядя на которую мы можем судить о качестве оказания медицинской помощи. На основе протоколов необходимо создать медико-экономические стандарты лечения, профессиональные стандарты. И образование должно быть заточено на то, чтобы врач, видя проблемы у пациента, действовал по определенному алгоритму. Неважно, где учится врач. Главное – набор знаний, который им получен.

Врач должен стать субъектом права, врачи должны создавать саморегулируемые организации по направлениям. И эти организации сами должны разрабатывать клинические протоколы, а также допускать врача к деятельности, нести за него ответственность и защищать его права, если какая-то больница не выполняет своих обязанностей по отношению к врачу, нарушает его права, мешает оказывать медицинскую помощь согласно протоколам, не обеспечивает техническими средствами, средним и младшим медперсоналом. Без этих мер навести порядок в системе невозможно.

Призываю медработников организоваться. Только объединившись и вырабатывая медики могут изменить систему. А пока сообщество дробиться на части властью, деньгами, интересами страдает медицина как процесс, страдает здравоохранение как институт.

Здравоохранение все больше и больше утрачивает признаки системы. И проблема эта общая, потому что конкурентоспособность российского здравоохранения критически упала, и на этом строят свою стратегию и зарабатывают такие страны как Финляндия, Южная Корея, Израиль, Германия. А в российские научно-клинические центры, даже оборудованные по последнему слову техники, платежеспособный пациент не идет. Он в массе своей не доверяет нашей здравоохранительной системе. Это один из глобальных результатов процессов происходивших и происходящих в российском здравоохранении в последнее время. Потребитель доверяет только тем системам здравоохранения, где невероятно высокие требования к качеству, невероятно жесткий отбор и главное, которые, что принципиально, постоянно демонстрируется потребителю. У нас же получается. что на поверку, демонстрируется постоянно лишь отсутствие качества. Качество же может обеспечить только четко отлаженная регуляторная система. И эта система должна быть жесткой, понятной, а на первом месте в ней должен быть врач, а не администрация. Администрация не лечит».

Подробнее на medvestnik.ru

 

Вернуться назад

Добавить комментарий
Имя
E-mail
Комментарий
Контрольное число*
Показать другое число
Назад
Написать мне
Имя
E-mail
Сообщение
Контрольное число*
Показать другое число
Назад